четверг, 16 ноября 2017 г.


Задания олимпиад по русскому языку 7 класс 

      Задание 1.

      Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.
Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.
Ответ.
Возможны два варианта ответа.
  1. Бесценный – нет суффикса -енн.
  2. Бесценный – образовано приставочно-суффиксальным способом.

      Задание 2.
       На основании какого признака вертолет получил свое название?
Ответ.
На основании способности лететь (взлетать) вертикально.

      Задание 3.

       Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что  означают эти фрасзеологизмы..
Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.
Ответ.
Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.
Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.
Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.
Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.

      Задание 4.

       Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он  маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а  про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они.  Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ?
Ответ.
Одноклассники отметили, что Саша  не знает о различиях между буквами – графическими знаками, которые предназначены для письменного обозначения звуков, и звуками – акустическими единицами речи.

      Задание 5.

       Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.
Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.
Приказчик – тот, кто издает приказы.
Лапотник – медведь, у которого болят лапы.
Ответ.
Барышник – тот, кто занимается  перепродажей ради барыша - прибыли; перекупщик.
Приказчик – тот, кто занимается торговлей  по доверенности хозяина магазина, выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.
Лапотник – тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.

      Задание 6.

       Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор.
Штаны, сени, носилки, иваси.
Ответ.
Иваси – несклоняемое существительное.

      Задание 7.

       Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник. Какое слово произошло от слова верста? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?
Ответ.
Ровесник, сверстник.(0,5+0,5=1)
Сверстник.(0,5)
Этимологический словарь. (1)

      Задание 8.

       В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?
Ответ.
Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдейантиангличан.
Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.

      Задание 9.

       Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции? А Древней Руси?
Ответ.
В Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.

      Задание 10.

       Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира? Что изучает это раздел лингвистики?
Ответ.
Морфология (от греч. morhh? – форма и logos – слово, учение)  изучает системы словоформ и механизмы их построения.

      Задание 11.

       Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.

Кусодка нырво  подзикала мызянаясь отпакать мылюту.
Ответ.
подлеж.    обст.      сказуем.           о б с т о я т е л ь с т в о
Кусодка нырво подзикала,  мызянаясь отпакать мылюту.
Кусод - к –(а) – существительное женского рода в форме  единственного числа, именительного падежа. (2+1,5=3,5)
нырв - о - наречие. (0,5+1=1,5)
по - дзик – а – л – (а) – глагол  1 спряжения в форме изъявительного наклонения,   прошедшего времени, женского рода, единственного числа.(3+2,5=5,5)
мызян- а – я – сь – деепричастие несовершенного вида.(1+2=3)
от - пак - а - ть – глагол 1 спряжения в форме инфинитива. (1,5+2=3,5)
мылют – (у) – существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа. (2+1=3).

      Задание 12.

       В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.


Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.
Ответ.
Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленными отправили обратно в Петербург. Но я решил уехать из России и покатил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце простудилось, отморозило щеки, и у него сделался насморк. А когда солнце простужено, от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить, как сильно я продрог в своей карете.
Возможный вариант пересказа. Вскоре после того как турки, отпустив Мюнхгаузена на свободу, вместе с другими пленными отправили его в Петербург,  очень холодной зимой, когда даже солнце простужено, у него отморожены щеки и  вместо тепла от него идет холод, барон в своей карете, совершенно продрогший, покатил на родину.

Комментариев нет:

Отправить комментарий